Ольга Фатула. Другая медицина
В последние десятилетия в Европе, Северной Америке и России растет интерес к холистической (альтернативной) медицине, лидирущее место в которой занимают китайская медицина, индийская аюрведа и гомеопатия. Между ними есть различия, но все три признают тот факт, что для совершенного здоровья необходимо жить в гармонии с природой и обществом.
Гомеопатия – самая молодая из них - занимает особое место. Она очень популярна среди населения разных стран благодаря своей эффективности и простоте применения, но вызывает массу споров из-за непонимания: как это препараты, лишенные даже следов исходного вещества, имеют столь высокую целебную активность.
Китайская медицина, особенно в том виде, в котором она была представлена на Западе, имеет более материалистическую и физиологическую направленность, что делает ее приемлемой и понятной для современного человека, привыкшего к порошкам, иголкам и болезненным врачебным манипуляциям.
Аюрведа больше направлена на духовную сферу, йогу, но благодаря наличию масляных массажей и множеству травяных и минеральных препаратов тоже «осязаема», понятна и пополняет ряды своих поклонников.
В своем подходе к здоровью и болезни эти медицинские системы очень близки, и Гомеопатия также имеет свои четко сформулированные законы и заслуживает глубокого уважения наряду с древними учениями.
С древних времен в аюрведе и китайской медицине содержится впечатляюще цельное объяснение физиологического и энергетического состояния человека. Аюрведа и китайская медицина считали жизненную энергию гораздо более значимым фактором, чем грубая материя. Обе системы проповедуют существование всепроникающей энергии (у китайцев Ци, у индийцев Прана). В обеих системах удивительно похожи теории о жизненной энергии в теле человека и о тонких каналах, или меридианах, по которым она течет.
В гомеопатии Ганеман эту целебную природную энергию назвал жизненной силой, которая одушевляет «материальное тело, управляет им с неограниченной властью и сохраняет чудную гармоничную … жизнедеятельность таким образом, что наш вечный дух может свободно распоряжаться этим … инструментом для высших целей своего существования. Материальный организм, лишенный жизненной силы, … мертв, разрушается и вновь распадается на химические составляющие». Организм живет «исключительно благодаря нематериальной сущности, которая оживляет материальный организм в состоянии здоровья и болезни». До тех пор, пока жизненная сила управляет организмом, никакая его часть не поражается.
Эта идея жизненной силы (энергии) противостоит принятой в ортодоксальной (аллопатической) медицине концепции, которая рассматривает отдельные органы как причину болезни и на практике пытается влиять на них (лечить) или даже удалить их.
Альтернативная медицина главной причиной нарушения здоровья считает именно нарушение органичных отношений с физической, социальной или духовной окружающей средой. Каждый человек, согласно своей конституции, будет по-своему реагировать на окружающие его условия и психологические стрессы, а сложность этой реакции определяет качество и гармоничность его жизни.
Как китайская медицина, так и Аюрведа утверждают, что психологические факторы сильно влияют на определенные области тела, связанные с различными органами. Обе они указывают на одни и те же эмоции (гнев, страх и др), нарушающие баланс в организме. Такое заключение позволяет проследить уникальное психофизиологическое проявление болезни. Неуравновешенные эмоции заставляют поток Ци менять направление, нарушая жизнедеятельность организна. О том же говорит система соответствия Пяти Элементам. Согласно Аюрведе, неуравновешенные эмоции нарушают деятельность относящейся к ним Доши, но этот дисбаланс может проявиться в любом месте организма.
Гомеопатия также придает большое значение эмоциональным симптомам при анализе болезни. Считается, что сильные эмоции (как отрицательные, так и положительные) участвуют в развитии заболевания. Например, смерть или разлука с близким человеком даже спустя годы может стать причиной нарушения различных органов (сердца, щитовидной железы), общего самочувствия (аппетит, сон) или развития психических недугов (депрессия, тревожность), то есть расстройства всего состояния человека как единого целого. Каждый человек чувствует эмоции, но в зависимости от ситуации они индивидуальны. В гомеопатических справочниках существуют рубрики «заболевания, от …», где перечисляются (соотносятся) эмоции и симптомы.
Еще большее значение в иерархии гомеопатических симптомов придается психике. Именно гомеопатия при исследовании случая болезни уделяет самое пристальное внимание связи психики и тела в таких симптомах, как «ощущения, как будто». Например, головная боль может быть «как будто стучат молоточки», «как будто чугунная», «как будто надели шлем», «как будто макушка открывается» и так далее. Такая информация позволяет назначить как можно более индивидуальное лечение. Следующий важный момент на ментальном уровне - как мы воспринимаем реальность, какую профессию выбираем, какие книги предпочитаем и каким богам молимся – это наше личное, индивидуальное, но это выстраивает нашу жизнь во многих сферах и определенным образом связывает с обществом. То есть, гармониичное существование в обществе, в социуме также связано с нашим здоровьем.
Слово «сознание» в западных языках часто включает в себя все виды мышления - сознательное, подсознательное и бессознательное. Ни в санскрите, ни в китайском языке подобного всеобъемлющего синонима не существует. А современному западному человеку непросто разобраться в массе различных древних терминов, отражающих уникальные представления о сознании. Индийская культура, наука и религия всегда были заняты поиском объяснения феномена сознания, что позволило накопить огромные знания в самых разных областях, включая и Аюрведу.
Китайский же подход к этому вопросу можно назвать более приземленным. Китайская философия считает физическое тело и дух продолжением друг друга, как проявление Инь-Ян, пронизывающее всю природу.
Как Аюрведа, так и китайская медицина называют в качестве составляющих для физической оболочки человеческого тела Пять Элементов. Однако в Аюрведе эта модель упрощается в форму теории триединства - трех Дош (стихий: вода, огонь, воздух), объясняющую физиологию человека и его внутренние энергетические связи. В китайской медицине основой для понимания человека и его предрасположенности к болезням являются теории Инь-Ян и Пяти Элементов, которые дают, поддерживают жизнь и порождают все прочие ткани тела. Пять элементов играют роль энергии, необходимой для связи этих веществ с конкретными тканями, органами и структурами.
В гомеопатии же существует понятии конституции, одновременно учитывающей внешние данные, психические особенности и предрасположенность к тем или иным заболеваниям. Одна из таких концепций основана на идее преобладания в человеке определенных химических элементов (фосфор, сера, фтор, кальций, углерод), которые «программируют» и строение скелета, и темперамент, и интеллектуальные способности, и склонность к болезням в соответствии с природными свойствами этих элементов. Баланс восстанавливается назначением гомеопатических препаратов, в том числе и из этих химических элементов, по принципу подобия.
Все три медицины полагают, что болезнь может зародиться внутри организма или от внешних источников. Что касается внешних причин, то древние традиции упоминают силы природы, наносящие вред телу, и используют очень похожие термины и рассуждения в описании этих факторов (например, жар, холод, сырость). Также обе системы подчеркивают значимость влияния суточных циклов на организм человека. Гомеопатия оперирует термином модальность – фактор, усиливающий или уменьшающий симптом, следовательно, напрямую влияющий на течение болезни. Например, кашель (астма) может возникать или наоборот, улучшаться в дождь, жару или ухудшаться ночью в другие определенные часы суток. Модальности указывают на индивидуальность болезни: кашель каждого человека отличается от другого. Это обязательно учитывается при подборе гомеопатического препарата.
Гомеопатия, как индийская и китайская культуры сходятся во мнении, что у каждого человека есть присущие только ему физические и психологические свойства, порожденные наследственностью. Древние традиции опираются на законы кармы, в гомеопатии же существует концепция миазмов.
Таким образом, все эти медицинские системы удивительно схожи, и единогласно заявляют, что для совершенного здоровья необходимо жить в гармонии с природой и обществом.